Порядок сертификации работ и услуг в Системе включает в себя следующие основные этапы:
- подача заявки на сертификацию;
- рассмотрение заявки и принятие по ней решений;
- оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
- принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата;
- выдача сертификата и разрешения на применение знака соответствия;
- инспекционный контроль за сертифицированными услугами.
Конкретные требования к проведению указанных процедур устанавливаются в соответствующих документах Системы. При этом, основными требованиями являются:
- полнота документации, устанавливающей требования к процессу;
- оснащенность необходимым оборудованием, инструментами и т.д.;
- метрологическое, методическое, организационное, техническое, правовое и прочее обеспечение;
- безопасность, стабильность и надежность процесса;
- профессиональная компетентность исполнителей услуг.
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг проводит ОС, выдавший сертификат, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.
Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от степени потенциальной опасности услуг, стабильности их качества, объема выполняемых работ и оказываемых услуг, наличия системы качества, затрат на проведение контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля.Объем, содержание и порядок проведения инспекционного контроля устанавливают в правилах сертификации однородных услуг.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг, общественных объединений потребителей.
Инспекционный контроль сертифицированных услуг содержит следующие виды работ:
- анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг;
- разработку программы инспекционной проверки;
- создание комиссии для проведения инспекционной проверки;
- проведение инспекционной проверки;
- оформление результатов и принятие решения.
Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором делают заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
В случае несоответствия услуг установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, ОС может приостановить или отменить действие сертификата. Решение о приостановлении действия сертификата принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.
При проведении корректирующих мероприятий ОС:
- приостанавливает действие сертификата;
- информирует об этом соответствующие органы государственного контроля и надзора;
- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;
- проверяет выполнение корректирующих мероприятий.
После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) ОС принимает решение о возобновлении действия сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, ОС прекращает действие сертификата и информирует об этом заинтересованных участников сертификации.
Срок действия сертификата соответствия не более трех лет.
Оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям проводится по следующим схемам:
- СХЕМА № 1. Оценка мастерства исполнителя работ и услуг => Проверка (испытание) результатов работ и услуг => Контроль мастерства исполнителя работ и услуг. По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя услуг, и контролируют его при инспекционном контроле. Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя.
- СХЕМА № 2. Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг => Проверка (испытание) результатов работ и услуг => Контроль процесса выполнения работ и оказания услуг. По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.В зависимости от сложности процесса оценивают:
1) полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
2) оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
3) метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
4) безопасность и стабильность процесса;
5) профессиональную компетентность исполнителей услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Схему 2 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса оказания услуг. - СХЕМА № 3. Анализ состояния производства => Проверка (испытание) результатов работ и услуг => Контроль состояния производства работ и услуг. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг. - СХЕМА № 4. Оценка организации (предприятия) => Проверка (испытания) результатов работ и услуг => Контроль соответствия установленным требованиям. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя услуг на соответствие установленным в Системе требованиям. Схему 4 применяют при сертификации организации (предприятия) — исполнителя услуг на соответствие установленным в Системе требованиям.
- СХЕМА № 5. Оценка системы качества => Проверка (испытания) результатов работ и услуг => Контроль системы качества. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты услуг. Оценку
системы качества (по схемам 5) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных услуг. При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации услуг.
Во всех схемах сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например:
- результаты социологических обследований и экспертных оценок;
- протоколы испытаний;
- договоры исполнителя работ и услуг с потребителем;
- акты проверок, заключения, документы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов);
- техническая и др. документация исполнителя услуг.
Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.